Главная » 2009»Май»29 » ГОРОД ЯРАНСК В КОНЦЕ XVI - НАЧАЛЕ XVII ВЕКА
20:38:39
ГОРОД ЯРАНСК В КОНЦЕ XVI - НАЧАЛЕ XVII ВЕКА
Страницы истории
ГОРОД ЯРАНСК В КОНЦЕ XVI - НАЧАЛЕ XVII ВЕКА
В начале XIX века основатель вятского исторического краеведения А.И.Вештомов писал (без опоры на документальное свидетельство): "... И по сей то благоразумной расчетливости царя Ивана Васильевича получили в 1584 году начало свое города: Уржум при реке Вятке, Яранск при Пижме, Царев и Шанчурск при Кокшаге". Этот вывод первого вятского историка продублировали С. Васильев, Н.П. Бехтерев и Е.К. Огородников. По сведениям К.А. Неволина, Уржум и Царевосанчурск основаны в 1584 году, а Яранск фиксируется в источниках только с 1601 года.
В 1940 году М.Н.Тихомиров опубликовал летописный фрагмент, датирующий основание Яранска 1591 годом. Из показаний этой летописи исходил А.А.Зимин при датировке строительства Яранского города 1591 годом. Соображения М.Н.Тихомирова и А.А.Зимина были признаны исторической наукой.
Кировский историк А.В.Эммаусский, мимо внимания которого прошли указанные работы М.Н.Тихомирова и А.А.Зимина, отмечал, что построение Яранска следует относить "ко времени татаро-марийского восстания 1584-1591 годов". "...Русское правительство решило закрепить за собой марийские земли путем строительства новых городов" и "с этой целью около 1591 года" были воздвигнуты Малмыж и Яранск". "Нельзя датировать основание Яранска 1584 годом,... так как под этим годом Яранск в источниках не значится". Хотя сам Эммаусский никаких документальных сведений, подтверждавших бы его точку зрения, не назвал, тем не менее он, исходя исключительно из умозрительных размышлений, датировал постройку Яранска 1591 годом. К сожалению, открытый М.Н.Тихомировым летописец до сих пор остается неизвестным кировским краеведам и чиновникам, которые с завидной (но неуместной) настойчивостью продолжают датировать поставление города Яранска 1584 годом, хотя, как справедливо заметил в свое время покойный Эммаусский, под этим годом Яранск в памятниках письменности не упоминается.
При определении времени основания нижневятских городов вятские исследователи обращались (и обращаются), как правило, к составленному в конце XVII века в Хлынове "Временнику", в котором под 1588/89 (7097) сентябрьским годом записано, что "того ж году повелением великого государя царя Федора Ивановича заложен город каменной в Астрахани, а совершен в 99 году. В та же лета городы ставлены: город Царев Шанчюрин, Уржюм, город в Самаре, Яранской". Из летописной записи явствует, что перечисленные в ней города бассейна Нижней Вятки построены "в та же лета", то есть в течение 1588/89 (7097) - 1590/91 (7099) сентябрьских годов. Однако засвидетельствованные "Временником" примеры градостроительства не укладываются в указанные им же хронологические пределы. Так Царево-Санчурск (согласно опубликованному М.Н.Тихомировым летописному фрагменту и некоторым разрядным книгам) был "поставлен" в 1584/85 (7093) г., "город в Самаре" - в 1585/86 (7094) г., "город каменной в Астрахани" - в 1588 г., "Яранской город" - в 1590/91 (7099) г. и Уржум - в 1592-94 гг. Как видим, все эти города сооружались действительно "повелением великого государя царя Федора Ивановича" и в годы его царствования (1584-1598).
Кстати сказать, в недатированном сообщении созданного в 20(начале 30 гг. XVII века "Нового летописца" говорится, что "сам же государь праведной" Федор Иванович "посла воеводъ своихъ и повеле ставити во всей Черемиской земле городы, - и поставиша на Нагорной и на Луговой стороне городъ Какшугу и городъ Цывилескъ и городъ Уржумъ и инии многие городы, - и насади ихъ рускими людми и темъ онъ государь укрепилъ все царство Казанское". Данное известие является для многих краеведов основанием датировать практически все русские города Нижнекамского Правобережья и Нижней Вятки второй половиной XVI века, временем около 1584 года, хотя ныне считается доказанным, что "Какшуга" (Царево-Кокшайск) построен в 1584 году, Цивильск - в 1589/90, а Уржум, как уже отмечалось, - в 1592-94 гг.
Опубликованный почти 60 лет назад М.Н.Тихомировым летописный отрывок содержит относящуюся к теме данного исследования запись: "В 99 году поставлен град в Черемисе Ераньской". 7099 сентябрьский год соответствует периоду с 1 сентября по 31 декабря 1590 и с 1 января по 31 августа 1591 январских годов. "Отрывок летописи, - писал М.Н.Тихомиров, - печатается по рукописи Государственного Исторического музея (Синод. собр., №415), где он помещен на листах 312 об. - 314 об. Рукопись по своему составу представляет сборник, написанный скорописью XVII века и подаренный в Троицкий монастырь в том же веке старцем Тихоном Казанцем". Прозвище старца Тихона указывает на место его рождения или жительства. Стало быть, можно предположить, что сама летопись составлялась в XVII веке в Казани (или в Казанской земле) местным жителем, которому, судя по характеру летописных записей, были доступны либо разрядные записи второй половины XVI века, либо делопроизводственная документация казанских учреждений конца XVI - начала XVII веков. Словом, весьма вероятное казанское происхождение летописного сборника побуждает с доверием отнестись к погодным записям о местных событиях.
Самые ранние документальные свидетельства о приказных лицах, возглавлявших яранскую администрацию, сохранила разрядная книга 1475-1598 гг. С 15 марта 1594 года должность воеводы исполнял "в новом Еранском городе Федор Васильев сын Головин да голова Григорей Исленьев". С 30 марта 1595 года был воеводой " в новом Еранском городе Федор Васильев сын Головин да голова Василей Исленьев". Запись 4 марта 1596 года вновь называет яранским воеводой Федора Васильева сына Головина и стрелецкого голову Григория Исленьева. Согласно разрядной книги 1598-1604 гг., яранским воеводой в 1598/99 (7107) г. опять был Ф.В.Головин. В разрядной книге 1550-1636 гг. читаем, что "лета 7108 (1599/1600) году были воеводы в понизовых городах: <...> В Еранском - Федор Васильев сын Головин да Григорей Исленьев".
Как видим, все девяностые годы XVI века яранскую администрацию бессменно возглавлял Федор Васильевич Головин, родоначальник которого Иван Владимирович Голова (крестник Ивана III, женат на дочери князя Д.Д.Холмского) приходился внуком богатому сурожскому греку Григорию Стефановичу Ховре, приехавшему вместе с отцом Стефаном Васильевичем в начале XV века из Крыма в Москву и поступившему на великокняжескую службу. В конце 1594 года "княжеская партия" Шуйских, которых активно поддерживали Головины, потерпела сокрушительное поражение от Б.Ф.Годунова и его сторонников. Расправа с оппозицией началась с Головиных, представители которых оказались вскоре либо в ссылке (П.И.Головин), либо на воеводствах (в "почетной ссылке") в казанских пригородах и в Сибири. Местом службы (ссылки Ф.В.Головина стал только что поставленный "новый Еранской город", которому он отдал не менее семи лет своей воеводской жизни. Факт многолетней службы опального Ф.В.Головина на одном месте (обычно воеводы сменялись через два-три года) наводит на мысль, что его воеводская служба могла начаться в Яранске не в 1594, а с построением города в 1591 году. В 1600-ом Ф.В.Головина перевели воеводой в Лаишево, откуда после годичной службы переместили воеводствовать "в Цареве городе на Кокшаге".
Стрелецкие головы Григорий и Василий Исленьевы представляли захудалую ветвь старомосковского боярского рода Вельяминовых (Воронцовых. В 1613/14 - 1616/17 г.г. одним из подъячих Разрядного приказа был некий Василий Исленьев. Не он ли 20 лет назад служил в Яранске стрелецким головой?
В 1600/01 (7109) г. в Яранске воеводствовал московский дворянин князь Александр Андреевич Репнин (Оболенский, попавший в опалу из-за близости к Романовым. Помощником к нему приставили стрелецкого голову Андрея Исленьева. Мнение А.В.Эммаусского, что А.А.Репнин будто служил в Яранске "под начальством местного царского приказного Андрея Исленьева", не подтверждается документами, которые титулуют князя воеводой, а А.Исленьева - стрелецким головой; голова, конечно же, мог тайно надзирать за действиями, поведением опального воеводы, но командовать своим непосредственным начальником ему не дозволяла феодальная иерархия.
В конце 1600 года гроза разразилась над самими Романовами. Обвиненные по извету слуги в намерении извести царскую семью, Романовы и их родственники в следующем году были высланы из Москвы. 1 июля 1601 года по указу Бориса Годунова была дана "память" стрелецкому сотнику Ивану Некрасову, чтобы он сопровождал опального Василия Никитича Романова со слугой "в Яранской на житье". И.Некрасову предписывалось, "едучи в Яранской, везти дорогою Василья бережно, чтоб он с дороги не утек и лиха никоторого над собою не учинил; и того беречи, чтоб к нему на дороге и на станах никто не приходил и не розговаривал ни о чем, и грамоты с ним никто не сослался...". По приезду в Яранск сотнику надлежало "занять себе и для Василья двор в городе, чтоб от церкви и от съезжей избы и от жилецких дворов подале", в случае же отсутствия такого двора следовало возвести его в стороне от "жилецких дворов" и "прохожей" дороги, а на дворе поставить "хором две избы, да сени, да клеть, да погреб, и около двора городба". Василию Никитичу запрещалось покидать двор и общаться с местными жителями и иными людьми. На питание ему со слугой выделялось "по колачу да по два хлеба денежных, да в мясные дни по две части говядины да по части баранины, а в рыбные дни по два блюда рыбы, какова где случится, да квас житной; а на корм послано с ним сто рублев денег".
О дорожных приключениях и пребывании В.Н.Романова в Яранске подробную информацию содержат отписка И.Некрасова царю Борису Федоровичу, отправленная в конце июля 1601 года, и "распросные речи" сотника, которые он дал 10 января 1602 года "следственной комиссии" в лице окольничьего С.Н.Годунова и дьяка Е.Вылузгина. В связи с тем, что яранский период биографии Василия Никитича освещался с разной степенью полноты и достоверности только в дореволюционной исторической литературе, представляется важным уделить ему достойное внимание и в данной статье.
Согласно "следственным" показаниям И.Некрасова, из Москвы он с опальным В.Н.Романовым выехал одновременно с пелымским воеводой С.Ю.Маматовым, который вез в сибирский острог Пелым Ивана Никитича Романова (брата Василия). По примеру Маматова, заковавшего своего арестанта "в железа", Некрасов, вопреки "государеву наказу" не везти В.Н.Романова "скована и на чепи", выехал из Москвы, приковав предварительно его к телеге, на которую его посадили, "для того, чтобы он с дороги не утек". Во Владимире Некрасов с Романовым пересели "в судно" и поплыли вначале по Клязьме, затем - по Волге. Маматов же со своим подопечным поехал на Ярославль, а оттуда спустился вниз по Волге к Нижнему Новгороду, где он "съехался" с Некрасовым. Из Нижнего Новгорода первым вышло судно Маматова, а позднее, выдерживая дистанцию в один ночной привал ("стан"), отправился в путь Некрасов. Миновав Чебоксары, сотник "Василья Романова расковал". Недолго думая, Василий Никитич решил воспользоваться столь неожиданно сложившимися благоприятными для него условиями и облегчить свое нелегкое положение. Ему удалось незаметно вытащить у стража "ключ замочной, которой замок у чепи, и тот ключ кинул в воду, а замок замкнул", чтобы более его не могли ковать. Некрасову пришлось покупать другой ключ, после чего он "на него чепь и железа за его воровство положил". По заверениям сотника, Василий Никитич весь путь, большую часть которого он находился "в железах", провел в молчаливом одиночестве, "ничем не разговаривал" даже с ним, своим приставом.
Из отписки И. Некрасова явствует, что ему было приказано также вручить в Яранске стрелецкому голове Андрею Исленьеву "государеву грамоту", обязывавшую его "князя Александра Репнина выслати из Еранского города на Уфу тотчас, а на Уфе велено его отдати Михайлу Нагому". "В Цареве городе (в Царевококшайске, ныне - Йошкар-Ола) приказной человек Богдан Путилов" сказал Некрасову, что по официальной версии, А.Исленьев отбыл на "государеву службу на берег с еранскою черемисою", а по слухам, "он проехал к себе в деревню". Тогда сотник отправил "пред собою в Еранский город" царевококшайского стрелецкого десятника Д.Тумака, "а велел ему выслати князю Александру княгиню свою с детми и с людми из города в верхние ворота, а самого велел его затворити во дворе в хоромах, для измены", дабы тот с В.Н.Романовым "не свиделся и не сослался".
22 июля Некрасов "приехал в Еранский город в передние ворота и въехал на пушкарской двор Никитки Власова", в хоромах которого оставил под стражей "государева злодея и изменника", а сам отправился "к соборной церкве к Успению Пречистыя Богородицы", где стал расспрашивать присутствующих "про Ондрея". Священнослужители "сказали по священству", дети боярские, подъячий и служилые люди - "по крестному целованию", что А.Исленьев с "государевы службы в Еранской не бывал".
Отправив гонца за А.Исленьевым, И.Некрасов вызвал в судную избу А.А.Репнина, у которого изъял "городовые и острожные ключи" и распорядился выслать князя "из города вон, для береженья, с детьми боярскими с Иваном с Филистовым да с Никитою с Рамейковым в черемисскую деревню, от города семь верст, до Ондреева приезду Исленьева". Но подъячий Михаил Камасев сообщил сотнику, что опальный воевода взял "на свой обиход" казенных 71 рубль 12 алтын 2,5 деньги. По требованию сотника А.А.Репнин заплатил "целовальникам Грише Лагуну с товарищи" 13 рублей и для уплаты долга "оставил продать шестьдесят овец и баранов да три коровы да котел пивной железной" (продажа поручалась пушкарям Моисею Прасолову и Терентию Барашову), а также "оставил на Ондрея Исленьева кабалу свою в трех рублях без осьми алтын"; всего от воеводы ожидалось уплаты 25 рублей 12 алтын, долговых денег за ним оставалось 46 рублей 2,5 деньги. К тому же, по докладу городового приказчика И.Рамейкова, князь взял из "государевых житниц двадцать четьи ржи да тридцать четьи овса". По завершению долговых разбирательств бывшего яранского воеводу (судя по переданному в отписке Некрасова содержанию грамоты, адресованной Исленьеву, А.А.Репнин освобождался от должности яранского воеводы и подлежал строгому надзору) выслали в "черемисскую деревню". Через три дня Некрасов получил от козьмодемьянского воеводы С.Ю.Вяземского еще одну царскую грамоту, которая обязывала А.Исленьева "князя Александра выслати тотчас на Уфу". Не дожидаясь приезда его из своей деревни в Яранск, Некрасов распорядился срочно отправить А.А.Репнина на "государеву службу на Уфу с женой и детми" в сопровождении боярского сына Ивана Оленина.
Двор для ссыльного В.Н.Романова решено было строить на месте "двужитничных сторожей Ондрюшки Никифорова да Иванка Офонасьева", которых Некрасов "выслал из города вон и дал им места в остроге", так как, "окроме тех мест", из-за большой тесноты в яранском кремле свободных площадей, соответствующих изложенным в царской грамоте условиям , не оказалось. На дворовую "городбу" и постройку избы сотник потребовал употребить бревна, оставшиеся после возведения острога. В конце отписки Некрасов выражал сожаление, что вследствие неграмотности ему затруднительно (из опасения, что посторонний писец окажется излишне болтливым) "писати про тайные твои (то есть в которых будет упомянута царская персона - В.Н.) государевы дела, что проявится от твоего (царя Бориса - В.Н.) государева злодея и изменника" В.Н.Романова. 4 августа 1601 года отписку доставил в Москву "яранской стрелец Якушко Кузмин".
Почти неделю окружение Б.Ф.Годунова изучало отписку И.Некрасова и решало судьбу опального В.Н.Романова. Наконец 9 августа была написана царская грамота, в которой И.Некрасову поручалось "отвезти в Сибирь, в Пелымский город, на житье" Василия Никитича, для чего к нему уже послана подорожная грамота. "Едучи дорогой", сотник должен был "береженье к нему держать великое", а в Пелымском городе передать В.Н.Романова и оставшиеся "кормовые деньги" местному воеводе С.Ю. Маматову, которому уже "указ послан". В Яранск грамоту привез стрелецкий десятник Яков Толмачев 28 августа 1601 года.
Прожив шесть недель в Яранске, в начале сентября 1601 года сотник И.Некрасов с опальным В.Н.Романовым выехал к новому месту ссылки. По правдоподобному предположению А.Столбова, Василия Никитича везли через Котельнич, Орлов, Хлынов, Слободской, Шестаков, Кайгород и далее к Соликамску. Когда "приехал он на реку Лялю с Васильем", признавался позднее сотник, то "река уже замерзла", но не настолько, чтобы выдержать вес лошади, вследствие чего лед пришлось окалывать. От Соликамска до Верхотурья две с половиной недели "шли они волоком пеши", лишь " на подводах везли запасишко свой" и иные мелкие дорожные пожитки. "А как шли пеши, и он с Василья чепь снимал, шол он прост, а к ночи чепь на него клал для того, чтобы у него не утек. А как прошли Верхотурье, к Пелыни, и Василей разболелся, и он, Иван, вез его в санях простого; а как ему полегчало, и он на него опять чепь клал".
Доставив В.Н.Романова в Пелым, И.Некрасов "отдал его по государевой грамоте Смирному Маматову", который, приняв заключенного и кормовые деньги, "посадил Василья Романова с братом с Иваном в одной избе на чепях же по углам", а сотника "отпустил к Москве". По свидетельству С.Ю.Маматова, 20 ноября 1601 года принял он "государева изменника Василья Романова больна, только чють жива, на чепи, опух с ног". И воевода "для болезни его чепь с него снял. И сидел у него брат его Иван да человек его Сенька". Да и сам Маматов наведывал больного и "попа пускал". 15 февраля 1602 года Василий Никитич Романов преставился и был погребен в Пелыме. Воевода "дал по нем трем попам да дьячку да пономарю двадцать рублев".
"Новый летописец" дает иную трактовку смерти В.Н.Романова: "Ивана Никитича посла в сибирский город Пелым с Смирным Маматовым; да к тому же к Смирному посла Василья Никитича с сотником стрелецким с Иваном Некрасовым. Там же Василья Никитича удавиша, а Ивана Никитича моряху гладом; Бог же видя его правду и душу его укрепи".
Пребывание В.Н.Романова в Яранске отразилось в преданиях местных старожилов. 25 февраля 1911 года Председатель Яранской земской управы коллежский регистратор Николай Павлович Стародумов писал в Вятскую ученую архивную комиссию, что "в Яранске имеются два места, именующиеся среди старожилов города "романовскими".
Первое - Романовская гора, находящаяся вблизи соборов и Троицкой церкви. Прекрасно помню, как мы в детстве ходили кататься на Романовскую гору, - теперь это название среди нового населения уже забывается. Весьма вероятно, что во времена Василия Никитича на Романовской горе существовал именно тот самый "двор", куда он был первоначально привезен в ссылку. Теперь это место занято городскою управою, пожарной командой и торговой площадью.
Второе место, называемое "романовским", - бакалда или яма на реке Ярани, находящаяся в 150-200 саженях от Благовещенской или, по простонародому названию, Вознесенской церкви", в которой, по рассказам стариков-рыболовов, "рыбачил или купался "кто-то" из царского рода Романовых". Яранский краевед М.И.Кутюков отмечал, что "повышение рельефа в самом центре города старожилы-яраничи по сей день называют Романовской горой.., а место на Ярани, где, по преданию, купался "царский ссыльный" - Романовской ямой".
По сообщению Н.П. Стародумова, "в Яранском Преображенском соборе хранится древняя икона Владимирской Божьей Матери", которая, по преданию, "жертвована находившимся в Яранске в ссылке Василием Никитичем Романовым; на ребре иконы заметна надпись древнего письма "Романо".
По сведениям составителя "Нового летописца", Яранск стал местом заточения и князя Ивана Борисовича Черкасского, мать которого Марфа Никитична (урожденная Романова) доводилась родной сестрой Василию Романову: "А князь Борисова сына Канбулатовича, князь Ивана, сосла в тюрьму в Еранеск". Правда, актовые материалы называют иной адрес его заключения. В царской "памяти" от 1 июля 1601 года сказано, что "по боярскому приговору велено князя Ивана княж Борисова сына Черкасского послати в Сибирь на житье". Но, судя по дьяческой помете, вместо Сибири он был "послан в Малмыж, а наказ дан, что и Ивану Некрасову; а человек его с ним послан, Федкою зовут Олексеевым". 28 мая 1602 года власти решили освободить И.Б.Черкасского из малмыжской ссылки и пожаловать его "государевой службой" в Нижнем Новгороде, куда его должен был сопроводить малмыжский пристав В.М.Хлопов. Не исключено, что перед ссылкою в Малмыж И.Б.Черкасский некоторое время пробыл в яранской тюрьме.
После перевода А.А.Репнина в Уфу яранское воеводство получил "князь Володимер княж Семенов сын Шестунов", происходивший из рода князей Ярославских. Когда в конце 1600 года было инспирировано "дело Романовых", то виновными признали "все племя их": Сицких, Черкасских, Репниных, Шестуновых и прочих. Те, кто не был разослан "по городам в заточенье", направлялись в отдаленные восточные городки на службу, бывшую фактически "почетной ссылкой". Очевидно, по этой причине один (вероятно, менее виновный в "государственной измене") родственник Романовых сменил на яранском воеводстве другого соплеменника, подвергшегося прямым репрессиям из-за многолетней дружбы с Романовыми. Помощником нового воеводы остался прежний "голова Андрей Исленьев".
Более сорока лет назад немецкий лингвист М.Фасмер писал: "Яран(-ин) - название самоедов среди вост[очной] части северновеликороссов, чердынск[ого населения]... отсюда название реки Яранка, Ярань Вятск [ой] и Перм[ской] губ.". На языках коми, манси и ханты, отмечал ученый, этноним яран означал "самоед" (т.е. ненец). По сведениям Б.О.Долгих, ненцы действительно имели род Яр, входивший в фратрию Вануйта; образованная от названия фратрии в XIX-XX веках фамилия Ванюта является ныне одной из распространенных среди комизированных ненцев. Очевидно, в 1 тыс. в бассейне реки Ярань обитали угры из рода Яр, передавшие свое имя реке, которая их кормила и поила.
Виктор Низов кандидат исторических наук, доцент Вятского государственного педагогического университета
Из сборника "Наш край" №4 за 2000 год.
ЛЕТОПИСНЫЙ ОТРЫВОК О ПОСТРОЙКЕ ГОРОДОВ В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ
В конце XVI в. на восточных окраинах Московского государства и в Поволжье было построено много городов. Приблизительное время возникновения этих городов известно, но точная дата их построения во многих случаях устанавливается с трудом. Издаваемый отрывок летописи, несмотря на всю свою краткость, дает ряд интересных сведений, отмечая из года в год даты построения новых городов. Так, по указанию отрывка, в 1578 г. поставлен Козъмодемьянск, в 1583 г. — Кокшайск, в 1584 г. велено поставить Тобольск, в 1585 г. поставлен Шанчюгин, в 1586 г. - Самара, Уфа (город Уфинской), Тюмень, в 1588 г. — каменный город в Астрахани и Царицын на Волге, в 1590 г. — Саратов и Цивильск, в 1591 г; — Яранск, в 1595 г. — Уржум, в том же году начали строить каменный город в Казани.
Интерес автора отрывка к строительству городов повидимому не был случайным. Автор был хорошо осведомлен о событиях конца XVI — начала XVII вв. Интересно его отношение к Борису Годунову. Для него Годунов — “благоверный царь”, который “венчался царским венцом и диадимою и помазася святым миром на Московское царство”. В таком тоне можно было говорить о Годунове только во время его царствования. Летописный отрывок кончается 1602 годом. Можно думать, что он был написан около этого времени. В отрывке говорится о стоимости ржи в Казани и в Нижнем Новгороде в 1601—1602 гг. Может быть это указывает на место, где был написан отрывок, автор которого, вероятнее всего, был приказным в одном из поволжских городов.
Отрывок летописи печатается по рукописи Государственного Исторического Музея (Синод, собр. № 415), где он помещен на листах 312 об. — 313. Рукопись по своему составу представляет сборник, написанный скорописью XVII в. и подаренный в Троицкий монастырь в том же веке старцем Тихоном Казанцем.
1569 г. В лето 7077-го году царь государь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии волю свою учинил опришнину. А того же году и на Новград Великий опалу свою положил и городу свободу устроил и нача в ней жити любезно.
1571 г. В лето 7079, был на Москве большой пожар майя в 26 день на Вознесение господне. Того же лета и Крымсково приход был.
1578 г. В лето 7086 повеле поставите град Козмодемьянекой на Волге.
1588 г. В лето 7091 г. повеле поставити на Волге град Койшайской. В лето 7091 царь государь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии самодержец преставися, во иноцех Иона. 1684 г. В лето 7092 майя в 17 день царевичь князь великий Феодор Иванович всеа Русии венчася царским венцем и диадимою и помазася святым миром на Московское царство и на все государства Российская земли. И при его благодатней державе нача злоба оскудевати, а благостыня наипаче множитися, и Росийское царство наипаче разширятися. И поручи ему [94] государю бог царство Сибирское и повеле на Тоболе град поставити в лето 7092. Того же году и в Черемисе Царев город..
1585 г. В 93 году поставлен Шанчюгин.
1586 г. В 94 году поставили на Волге город Самару. "Того же году доставили город Уфинской. Того же году поста[влен] город на Юмени в Сибери.
1588 г. В лето 7096 повеле поставити в Асторохани град каменной. Того же году поставлен град Царицын на Волге. Того же году пришел из Царяграда Иеремей патриарх в царствующий град Москву, благословил и совершил в патриархи Иева митрополита Московскаго, отселе на Москве стало патриаршество, 7096.
1590 г. А в 98-м году поставлен город Саратов. Того же году поставлен город в Черемисе-Цивилской.
1591 г. В 99 году поставлен град в Черемисе Ераньской. 1595 г. А в 103-м году поставлен град Уржум.
1595 г. А в 103 году почали делать град каменной в Казани.
1598 г. В лето 7106 генваря 7 день благоверный царь государь и великий князь Федор Ивановичь всеа Русии оставль сей прелестный свет и отиде в будущий покой. А царствовал государь 14 лет и всего поживе 41 лето и седмь месяц. И царица государыни и великая княгини Ирина Федоровна всеа Русии пострижеся во иноцех Александра и преставися в лето 7000. Того же лета стоял в Серпухове государь царь и великий князь Борис Федоровичь всеа Русии со множеством войска прежде приятия царского венца против Крымского царя. В лето 7107-го сентября в 6 день благоверный государь царь и великий князь Борис Федоровичь всеа Русии венчася царским венцем и диадимою и помазася святым миром на Московское царство и на все государства Российские земли, а у него сын князь Федор да дочь Ксения.
1601 г. В лето 7109 бысть лето дожди непрестанные и рожь и ярь замокли и зазимовали на поли.
1602 г. А во 110-м году рож на цвету мороз побил и те обе лета рож купили в Казани в полтара рубли и в 60 алтын, а на Москве купили и в Нижнем в 3 рубли четь, и был глад велик и на люди урон велик4. На Москве велел государь погребать мертвых, хоронили на день человек по 100, и 90 и 300 и умерло людей в 7 месяцев 50 000.
Текст воспроизведен по изданию: Малоизвестные летописные памятники XVI в. // Исторические записки. № 10, 1941
С 1899 по 1921 в городе действовал Яранский Пророчицкий монастырь, помощником игумена в котором всё это время был иеромонах Матфей (в миру Митрофан Кузьмич Швецов), известный как Яранский чудотворец. Ему приписывались многочисленные проявления дара прорицания и исцеления. В 1997 отец Матфей был причислен к лику местночтимых святых.
В 1918 в городе был открыт сельскохозяйственный техникум. В 1920-е существовала Яранская ассоциация крестьянских писателей.
Об исторических названиях улиц
города Яранска
Сейчас в городе Яранске 73 улицы и 13 переулков. Неудивительно, что даже яраничи не всегда знают, где находится та или иная улица.
В 1869 году в Яранске было 5 продольных и 7 поперечных улиц. От старого города остались церкви, купеческие дома, магазины, склады. А вот старых названий улиц почти не сохранилось:
Давно известно что улыбка на первом месте, что делает лицо притягательным, а в ней самое главное - губы. В данный момент косметология и пластика смогут создать форму и контур губ, а так же придать объем их объем, каждая девушка будет дарить каждому свою восхетительную улыбку. Эта процедура может делаться в не зависимости от возраста http://clarimed.ru/uslugi/79-vrachebnaya-kosmetologiya/429-kseomin-1-ed-2 увеличение губ в Красноярске. Для женщин во время приема косметолог расскажет как придти на операцию http://clarimed.ru/uslugi/79-vrachebnaya-kosmetologiya/429-kseomin-1-ed-2 - увеличение губ Красноярск.
FISH-EMPIRE.NET - ферма игра с выводом средств. Запуск игры 31.03.2014.
Для регистрации кликните по ссылке: http://fish-empire.net/
Наши Приемущества: Видимая статистика - Вы всегда будете знать о реальном положении золота в игре. В системе не содержится никаких запретов для выручки золота.
Выгодное сотрудничество - возможность во много раз увеличить свои инвестиции. Мы предлагаем от 30% до 100% ежемесячно.
Рост резерва системы - за счет влива денег на рекламу и приглашения в игру новых участников - участниками, работающих по реферальной програме. Быстрая поддержка на приветном форуме. Уникальная атмосфера и ещё куча других привелегий.
Об Игре: FISH-EMPIRE.NET - ферма игра с выводом средств. Войдите в среду экономической онлайн игры и возведите свою Рыбную Империю, которая каждый день будет давать Вам реальные средства.
В этой игре Вам предстоит приобретать всяких рыб. Каждая рыба дает икру, которую можно продать на золото. Золото можно выручить за реальные деньги и снять из системы на свои электронные счета.
Все рыбы мечут условное кол-во икры, чем они больше стоят, тем икры производят больше. Вы можете преобретать любое их кол-во, у рыб нет срока годности, они никуда не исчезнут и будут метать Вам икру стабильно. Сбор икры осуществляется без потерь и лимитов по времени.
Начинай Игру: Начать играть можно без затрат. При регистрации мы дарим Всем Щуку. Каждый день бонусы, лотерея, конкурсы, акции. Так же существует реферальная програма. Призывайте в проект своих знакомых и родных.
За каждое пополнение баланса партнерами, Вы будете иметь 30% от суммы их пополнения. Авто - ввод в систему и вывод денег на Ваш электронный кошелек. Маленькая минималка на Паеер, всего 3 RUB. Ваша Рыбная Империя будет давать прибыль каждый день.
Курс игрового инвентаря: 100 гр. икры = 1 гр. золота. 100 гр. золота = 1 RUB.
Рыбы-------------------Стоимость----------------Доход в день-----------Окупаемость Щука--------------------90 RUB--------------------1 RUB--------------------90 дней Минтай-----------------270 RUB------------------3,6 RUB--------------------75 дней Лосось-----------------810 RUB------------------13,5 RUB-------------------60 дней Осетр------------------2430 RUB-----------------54 RUB---------------------45 дней Белуга-----------------7290 RUB-----------------243 RUB--------------------30 дней
Яранск тоже что и Мухосранск дыра неимоверная.А народ так поумничать любит редокостные профессора(с точки зрения банальной эрудиции я немогу спокойно игнорировать тенденции и в конце пойду щаю щашку попью)