Понедельник, 29.04.2024
Мой сайт
Меню сайта
  • Главная страница
  • Информация о сайте
  • Новости сайта
  • Блог
  • Каталог сайтов
  • Обратная связь
  • Форум
  • Информация о Яранске
  • Св. Пр. Матфей Яранский
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Главная » 2009 » Май » 20 » ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ ЗЕМЛИ ЯРАНСКОЙ
18:50:10
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ ЗЕМЛИ ЯРАНСКОЙ

 

 

ЗНАНИЕ ИСТОРИИ СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ

ДАЁТ ВОЗМОЖНОСТЬ БОЛЕЕ  ПОЛНОГО

 ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.

История для меня всегда была интересна и любима в школе, в училище, в университете. В университете мне вообще повезло с преподавателем истории - это был Александр Яковлевич Гудов. На экзамене мне достаётся билет с вопросом о «Смутном времени» в истории России. Разве я мог предполагать, что спустя несколько лет окажусь тем человеком, который фактически будет определять историю родного города и попытается поставить на место то, что было ранее смещено в прошлое.

Прежде чем отважится на подобное, мне необходимо было обсудить данную проблему с теми, кто непосредственно создавал сборник «Наш край». Не только эти люди, но и многие другие жители Яранска со мной согласились, в том, что данная проблема выходит за рамки простого обсуждения и требует решения в стенах Яранской городской думы. 

Более сорока лет назад немецкий лингвист М.Фасмер писал: "Яран(-ин) - название самоедов среди вост[очной] части северновеликороссов, чердынск[ого населения]... отсюда название реки Яранка, Ярань Вятск [ой] и Перм[ской] губ.". На языках коми, манси и ханты, отмечал ученый, этноним яран означал "самоед" (т.е. ненец). По сведениям Б.О.Долгих, ненцы действительно имели род Яр, входивший в фратрию Вануйта; образованная от названия фратрии в XIX-XX веках фамилия Ванюта является ныне одной из распространенных среди комизированных ненцев. Очевидно, в 1 тыс. в бассейне реки Ярань обитали угры из рода Яр, передавшие свое имя реке, которая их кормила и поила.

Яранск в конце XVI - начале XVII века сыграл не мало важную роль на данном историческом этапе. Знать, как наши предки жили, чем занимались? Вот те вопросы, которые возникали всегда. Особенно мне было интересно, какую роль играл  Яранск на протяжении всей много вековой истории России. Изучив сборники «Наш край», «побывав» в Интернете, пообщавшись с работниками Яранского краеведческого музея, и с жителями Яранска мне стало очевидно, что история моего родного города важна и интересна очень многим Яраничам.

Есть вопрос, который мне особенно интересен – это год основания Яранска. Всё дело в том, что до сегодняшнего дня годом основания Яранска считается 1584 год. Мне не понятно, а почему не 1591 год. Историки из нашего областного центра, считают, что 1584 год является годом основания Яранска, без ссылок на исторические источники. После ликвидации Казанского (1552) и Астраханского (1556) ханств русская колонизация бассейна Вятки приобрела массовый характер, особенно в низовых Вятских землях. Для закрепления достигнутых успехов и защиты новых северо-восточных границ России в последней трети XYI века здесь был построен ряд небольших городков-крепостей. Именно в это время на Вятской земле и возник город Яранск. В начале XIX века основатель вятского исторического краеведения  А. И. Вештомов писал (без опоры на документальное свидетельство): «… И по сей то благоразумной расчетливости, царя Ивана Васильевича получили в 1584 году начало свое города: Уржум при реке Вятке, Яранск при Пижме, Царев и Шанчурск при Кокшаге». Этот вывод первого вятского историка продублировали С. Васильев, Н.П. Бехтерев и Е.К. Огородников. Почему Яранск при Пижме, если он находится на Ярани?  По сведениям К.А. Неволина, Уржум и Царевосанчурск основаны в 1584 году, а Яранск фиксируется в источниках только с 1601 года. В 1940 году М.Н.Тихомиров опубликовал летописный фрагмент, датирующий основание Яранска 1591 годом. Из показаний этой летописи исходил А.А.Зимин при датировке строительства Яранского города 1591 годом. 

 Соображения М.Н.Тихомирова и А.А.Зимина были признаны исторической наукой! В пользу признания 1591 года годом основания Яранска есть подтверждения из конкретных исторических источников. Отрывок летописи по рукописи Государственного Исторического Музея (Синод, собр. № 415), где он помещен на листах 312 об. — 313. Рукопись по своему составу представляет сборник, написанный скорописью XVII в. и подаренный в Троицкий монастырь в том же веке старцем Тихоном Казанцем. Прозвище старца Тихона указывает на место его рождения или жительства. Сама летопись составлялась в XVII веке в Казани (или в Казанской земле) местным жителем, которому, судя по характеру летописных записей, были доступны либо разрядные записи второй половины XVI века, либо делопроизводственная документация казанских учреждений конца XVI – начала XVII веков. Словом, весьма вероятное казанское происхождение летописного сборника побуждает с доверием отнестись к погодным записям о местных событиях. При определении времени основания нижневятских городов, вятские исследователи обращались (и обращаются), как правило, к составленному в конце XVII века в Хлынове «Временнику». В котором говорится, что «ставлены: город Царев Шанчюрин, Уржюм, город в Самаре, Яранской». Из летописной записи явствует, что «Яранской город» – в 1590/91 (7099) г. Как мы видим, речь ведётся о годах царствования Федора Ивановича (1584-1598). Итак, согласно летописным данным, город Яранск поставлен в 1590/91 (7099) «сентябрьском» году.

 Если у кого-то из историков в нашем областном центре после приведённых исторических фактов осталось сомнение что годом основания города Яранск следует считать 1591 год, то приведите, пожалуйста, контр аргументы со ссылкой на исторические источники, которые могли бы указать на год основания 1584. В противном случае – если не доказано обратное, то примите к сведению и возьмите за основу то, что годом основания города Яранск является 1591 год.   

Так же считаю очень важным возвращение городу его исторических названий ряду улиц. В 1879 году в Яранске было 5 продольных и 7 поперечных улиц. Сейчас 73 улицы и 13 переулков. А вот старых названий улиц почти не сохранилось.

Знание и понимание истории города, в котором вырос, где тебя знают и видят «на сквозь», обязывает любого уважающего себя жителя данного населённого пункта с уважением относится к истории свой малой родины. Это, по моему мнению, и есть часть духовного наследия всей нашей великой страны. Восприятие и понимание самой духовности происходит у каждого человека на протяжении всей его жизни. А вот воспитание молодёжи, так чтоб подростки воспринимали духовное наследие, как неотъемлемую часть самих себя, вот в этом и состоит, по моему мнению, основа воспитания в семье и школе.

Что мы иногда видим? Родители пытаются переложить степень ответственности за воспитание своих детей на школу. Но школа сегодня – это, прежде всего тот социальный институт, в котором дети, в первую очередь, получают знания, а только потом, происходит процесс их приобщения к вне учебному позитиву. 

В дореволюционной России в системе образования отводилось очень значимое место духовному воспитанию детей и подростков. Но не нужно забывать, что и объём знаний предлагаемый для изучения, в то время был не такой огромный, как сейчас. Соответственно и времени для приобщения к духовному наследию нации было гораздо больше, чем сейчас.

Сегодня в Яранске несколько действующих приходов, жители участвуют в крестных ходах. Желание придти в церковь и стать неотъемлемой частью всего православного мира – вот то, что сегодня становится важной составляющей жизни нашего города, как и всей православной Руси. Храмы полны молодёжи на ряду с пожилыми яраничами, особенно в православные праздники. Прекрасные светлые голоса.

Наш город силён своими духовными традициями.

Духовная сила Яранска помогла сохранить три из семи храмов действующих на территории города до революции. Это красота и гордость всех Яраничей.

Духовное воспитание личности – это сегодня тот путь, по которому мы взрослые можем и обязаны вести своих детей туда, где они будут максимально удалены от негатива, который за последние годы ворвался ураганом в души подрастающего поколения.

В историю нашего обыкновенного города, каких сотни на просторах великой России, были те исторические вехи, которые оставили неизгладимый след в жизни Яраничей. И этот след является нашим духовным наследием.

Мы  дорожим, бережно храним и стареемся преумножить то, что нам досталось от наших предков.

 

АНАТОЛИЙ КРУГЛОВ

 

 

Просмотров: 1013 | Добавил: Вятский | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 1
1 Impuls  
0
Спасибо за статью, было очень интересно узнать про город-Родину моих предков. Сам я к сожалению там не вырос, но был дважды в нём ещё в детстве (1977 и 1980гг).
До сих пор помню эту необычную историческую глубинку, речку, на которой я впервые начал ловить пескарей банками и удочкой. Помню своё крещение в тамошней церкви, помню как относились к вере большинство яраничей, почти все носили крестики.
Всё это скорее всего на сегодня выглядит иначе и многих поменяло время, но меня по прежнему иногда тянет в этот город, возможно просто в то детство, которое оставило тёплые воспоминания.

Имя *:
Email *:
Код *:
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 21
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024
    Сайт управляется системой uCoz